Ислам имеет наибольшее число последователей в Турции, причем новорожденные автоматически регистрируются государством как мусульмане, если их родители не принадлежат к какой-либо другой официально признанной религии. По этой причине в официальное количество мусульман включены атеисты и сторонники конфессий, не имеющих в стране официального статуса.
Если гражданин отказывается от родительской веры в пользу другого вероисповедания (например, при заключении брака), он должен подать заявку на изменение своих личных данных. В настоящее время государство не позволяет изменять личные записи в графе о вероисповедании кроме как на ислам, христианство или иудаизм, причем последние редактируются только с документом, выданным официально признанной церковью или синагогой.
Согласно источникам в 2016 году ислам исповедовали 82% от общей численности населения. Большинство мусульман в Турции составляют сунниты (около 65%), на шиитов приходится около 4% мусульманского населения. Среди шиитов имеется небольшое, но значительное меньшинство исмаилитов. Доля неаффилированных мусульман – 13%.
Христиане и евреи (сефарды), представляющие немусульманское религиозное население, составляют 4% от общего числа.
Трудно оценить количество атеистов и агностиков в Турции, поскольку они официально не учитываются в переписи страны. Опросы показывают, что в 2013 году 4,5 млн. человек отнесли себя к неверующим. В 2015 году их количество достигло 5,5 млн. человек – то есть примерно 9,4% турецких граждан не исповедуют никакой религии. 85% всех нерелигиозных людей моложе 35 лет.
Религия и общество
Турция является светской страной, не имеющей официальной религии со времен конституционной поправки 1924 года. В стране запрещено законом носить религиозные головные уборы и другие символические предметы одежды для обоих полов в правительственных зданиях, школах и государственных университетах.
Конституция признает свободу религии для отдельных лиц, тогда как религиозные общины находятся под защитой и юрисдикцией государства и не могут участвовать в политическом процессе (например, путем формирования религиозной партии) или создавать школы, основанные на вере.
Однако в настоящее время во всех государственных школах проводятся обязательные уроки религоведения, в основном излагающие основы суннитского течения. Дети изучают молитвы и другие религиозные практики, относящиеся конкретно к суннизму.
Заявка страны на вступлении в ЕС разделила существующих членов Союза на два лагеря – часть из них поставили под сомнение возможность полноценной интеграции мусульманской страны. Турецкие политики обвинили противников в том, что они выступают за «христианский клуб».
Начиная с 1980-х, годов роль религии в государстве стала неоднозначной, поскольку влиятельные религиозные фракции бросили вызов полной секуляризации, к которой призывал кемализм, усиленно возрождая соблюдение исламских практик. В начале 2000-х, в связи победой на парламентских выборах Р.Эрдогана и его Партии справедливости и развития, исламские группы стали ставить под сомнение концепцию светского государства.