Пролив Босфор разделяет две части света – Европу и Азию – и соединяет два моря – Чёрное и Мраморное. Хотя Босфор самый узкий межконтинентальный пролив мира (3700 м – в самой широкой части и 700 м – в самой узкой) и одна из самых труднопроходимых водных артерий, он широко используется для судоходства со времён античности.
Слово «Босфор» дословно можно перевести с греческого как «путь скота»: по легенде, одна из любовниц Зевса – Ио, превращённая в белую корову, прыгнула в пролив, спасаясь от гнева Геры – законной супруги громовержца.
До нас дошла ещё одна древнегреческая легенда, которая рассказывает, что некогда вход в Чёрное море охраняли две плавающие скалы – Симплегады. Скалы сталкивались, потопляя корабли и не давая никому пройти через Босфор. Удалось проделать этот путь только аргонавтам. Они выпустили голубку, которая смогла пролететь между Симплегад, после этого и корабль «Арго» благополучно прошёл между скалами. С тех пор Симплегады замерли и больше не двигались. Считается, что в этом предании греки описывали Кианейские острова действительно опасные для моряков.
Учёные не раз исследовали пролив: он дал геологам много информации о процессах, происходивших в этом регионе 7500-9500 лет назад. Считается, что когда-то Чёрное море было пресным водоёмом, но после таяния ледников уровень воды в мировом океане поднялся на 72 метра, и морская вода хлынула на материки. Напор воды из Средиземного и Мраморных морей пробил канал в изолированное Чёрное море. Так и образовался Босфор. Похоже, подъём воды был очень быстрым и катастрофичным: вдоль старой береговой линии Чёрного моря было обнаружено множество древних поселений, видимо, в это же время сформировалась основная часть легенд о мировой потопе.
Босфор в истории и современности
Судить о стратегической и торговой значимости пролива можно судить хотя бы по тому, что слово «Босфор» стало нарицательным и обозначало для греков любой пролив. Обладать Босфором стремились и древние греки, и их преемники – византийцы, и персы, и римляне. Контроль над Босфором и Дарданеллами – проливом, соединяющим Мраморное и Средиземное моря, был одной из главных причин черед русско-турецких войн XVIII-XIX веков.
Сегодня Босфор также важен не только для Турции, но и для целого ряда стран, поэтому каждый день по нему проходят сотни судов: от рыболовецких лодочек до огромных сухогрузов и паромов. Чтобы уменьшить число аварий в проливе, турецкое правительство даже разработало проект канала, который бы принял часть судов из Босфора. Для удобного и быстрого передвижения под Босфором также были построены железнодорожный тоннель «Мармарай» и автодорожный тоннель «Евразия».
Туризм
Однако Босфор интересен не только логистам, лоцманам и военным. На его берегах находится много достопримечательностей. Вход в пролив защищает Стамбул – город двух культур, раскинувшийся на обоих берегах Босфора. Турист, путешествующий по проливу на катере, может увидеть:
- три великолепных подвесных моста – мост Мучеников (изначально он назывался первым Босфорским мостом, но в 2016 году президент Эрдоган решил переименовать мост после неудавшейся попытки антиправительственного мятежа), мост султана Мехмеда Фатиха и мост султана Селима Явуза;
- роскошные мечети Синана Паши, Ортакёй и Валиде Султан;
- Галатскую башню, построенную генуэзцами;
- дворцы Чигаран – ныне отель класса люкс, Долмабахче, где сегодня располагается Музей живописи и скульптуры, и Топкапы, сегодня также использующийся как музей и концертная площадка;
- огромную крепость Румели Хисары или Римскую крепость;
- величественный особняк Зеки Паши;
- стоящую прямо посреди пролива Девичью башню, где, по преданию, жила дочь султана, которую отец хотел уберечь от предсказанной ей ранней смерти;
- бухту Золотой Рог, где и был заложен древний город Византий.