Курды – один из наиболее древних народов Передней Азии. По всей видимости, это автохтонный народ, своими корнями восходящий к древним мидийцам, чьё государство находилось на территории современного Западного Ирана. Курды проживают в ближневосточной области, называемой Курдистан. Курдистан располагается на территориях:
- Турции (Северный Курдистан);
- Ирака (Южный Курдистан);
- Ирана (Восточный Курдистан);
- Сирии (Западный Курдистан).
Также курдов можно встретить в европейских странах и США, Афганистане, Таджикистане, Греции, России (республика Адыгея) и др. По разным оценкам, численность курдов составляет от 20 до 40 миллионов человек. Исследования лингвистов, антропологов и этнографов позволяют причислить курдов к индоевропейской языковой семье, к группе иранских народов. Исторические процессы в Передней Азии – завоевания и миграции – привели к тому, что одна часть курдов переняла иранскую культуру, а другая – подверглась турецкому влиянию.
Большинство курдов исповедуют ислам суннитского толка, также среди этого народа встречаются мусульмане-шииты, иудеи, христиане и приверженцы малоизученной религии – езидизма, сочетающей элементы всех вышеупомянутых учений и зороастризма.
Борьба курдов за независимость
Курды являются самой большой этнической общностью мира, не имеющей собственного государства. Ещё Севрский мирный договор, подписанный после окончания Первой Мировой войны, предусматривал создание независимого Курдистана, но в силу этот документ так и не вступил. Курдистан занимает стратегически важные области всех четырёх стран, а его земли богаты полезными ископаемыми. К тому же ближневосточные страны имеют очень пёстрый этнический состав, поэтому наделение независимостью одного народа может обернуться распадом целых государств. Всё это в совокупности делает вопрос о независимости курдов очень больной темой для всего Ближнего Востока. Курды ведут свою борьбу, как легальными способами: во всех четырёх государствах существуют политические партии, программы которых включают в себя требования независимости или, по крайней мере, автономии, так и нелегальными: на Ближнем Востоке существуют крупные курдские террористические организации.
Большой проблемой этого народа является отсутствие консолидации. Жёсткие сословные рамки, архаичные племенные традиции, религиозные и династические предрассудки, междоусобицы – всё это мешает курдам выступить единым фронтом.
Пик курдской борьбы за независимость наблюдался в Турции и Ираке и пришёлся на 1960-1980-е годы. В Турции никогда не признавались курдские язык и культура. Самих курдов правительство называло «горными турками», отказывая им, тем самым, в какой бы то ни было национальной идентичности. В 1978 году в Турции Абдулла Оджалан создал Рабочую Партию Курдистана, сторонники которой в середине 1980-х начали вооружённую борьбу за независимость. Вскоре пламя перекинулось на Сирию, сирийские курды тоже начали сопротивляться сирийским властям, а оттуда – на Ирак. Курды вели настоящую партизанскую войну, без страха вступая в столкновения с правительственными войсками. Турецкие власти действовали очень жёстко в борьбе с мятежниками, не щадя и мирных жителей. В Иране борьба не достигла такого размаха, но местные курды всегда поддерживали любые оппозиционные настроения населения.
В Ираке курдам удалось добиться создания национальной автономии, однако, она существовала только на бумаге. Особенно тяжёлым их положение стало после прихода к власти Саддама Хусейна, который применял в лагерях, где обитали мирные жители, химическое оружие. Война в Персидском заливе позволила курдам добиться от иракских властей расширения прав своей автономии. Иракское правительство перестало пристально следить за всем происходящим в Южном Курдистане. Поэтому сюда стали стекаться боевики из остальных трёх стран.
В 1999 году Турции удалось арестовать Оджалана. Его приговорили к смертной казни, но под давлением мировой общественности казнь была заменена пожизненным заключением. Только после этого партизанская война пошла на спад. Однако с 2005 года столкновения возобновились.
Впрочем, сегодня власти Турции, Сирии, Ирана и Ирака пересматривают свой подход к курдскому вопросу. Поскольку области Курдистана являются самыми бедными и отсталыми во всех четырёх странах, правительства стали выделять деньги на их культурное и экономическое развитие. Курды получили право на использование родного языка в образовании и СМИ, право на сохранение и развитие своей культуры.